Запись ударной установки
Запись ударной установки является чуть ли не самым важным этапом в записи всего музыкального произведения. Существует намного меньше возможностей экспериментов со звуком ударной установки, чем с другими инструментами. Я имею в виду, что Вы имеете огромные возможности для выбора звука Вашей гитары, или как будет обработан ваш вокал, все это ограничено только вашей фантазией. Запись барабанов же вписывается в некоторые рамки, от которых отходить не желательно, ведь если в музыкальном произведении не звучит ударная установка, то вся фонограмма будет провалена.
Конечно, Вы можете экспериментировать с разными способами микширования отдельных барабанных партий, пробовать различные трюки в постобработке, но первым звуком, так называемым гвоздем общего звучания установки, является звук отдельных барабанов. Если Ваша бочка звучит как картонная коробка из под телевизора, то никакая обработка не поможет ей стать большим барабаном. Она навсегда так и останется картонной коробкой. Чтобы получить хороший, правильный, жирный, «вкусный» звук барабана, надо получить его от первоисточника, в противном случае не заниматься записью барабанов вообще. Выбранные микрофоны и правильное их расположение вокруг ударной установки очень сильно влияют на ее звучание. Но не менее сильно на это влияет еще и помещение в котором происходит запись.
Хлопните в ладоши. Сделайте это. Прямо сейчас. После хлопка Вы еще некоторое время будете слышать затухающий отзвук. Это называется реверберацией. Если Вы находитесь в типичном офисе или гостиной, то скорее всего она не будет длиться долго. Эхо будет затихать в течение одной секунды, так как небольшой размер Вашей комнаты не позволяет большого наращивания отражений. А теперь представьте, если бы Вы были в большой аудитории и хлопали руками. Воспринимаемая «величина» реверберации продиктована размером комнаты, но не только им. Поэтому хлопая руками в большой спортзале, соизмеримым с величиной нашей аудитории приведет к большему времени затухания отражений, ваши хлопки будут стихать за большее время. Более подробную информацию о реверберации можно поискать в интернете, там ее предостаточно.
Таким образом, если мы намерены записать барабаны, для получения хорошего звука мы должны принять во внимание комнату, в которой они располагаются. Причем Ваши хлопки просто мелочь по сравнению с интенсивностью звука барабанной установки. Здесь очень важно правильно подобрать время реверберации комнаты, в которой будут располагаться Ваши барабаны. Мы сейчас не рассматриваем студийные комнаты, построенные специально для этого. Допустим Вам нужно записать некую барабанную установку в некой комнате. Если у Вас есть мобильная установка для многоканальной записи, что на сегодняшний день означает ноутбук, звуковая карта и несколько микрофонов, и Вы имеете доступ к нескольким помещениям, то с одним и тем же оборудованием в разных комнатах Вы получите абсолютно разное звучание. Вот тут как раз открываются огромные возможности для экспериментов.
Некоторые звукорежиссеры выбирают для записи ударной установки мертвые комнаты. То есть максимально заглушенные комнаты, в которых время реверберации сведено к минимуму. Это позволяет им в дальнейшем обрабатывать звук барабанов тем или иным ревербератором и получать в итоге разные помещения. Хотя этот метод и работает в большинстве случаев, я бы все-таки вам рекомендовал бы писать барабаны в максимально естественных условиях, подобрать такую комнату, в которой ударная установка будет звучать максимально выигрышно, чтобы отзвук помещения стал неотъемлемой частью звука всей барабанной установки.
Предварительная подготовка
Изысканные блюда не готовят из остатков, Вы не наденете грязную одежду для свадьбы. В звукозаписи то же самое. Прежде чем записать какой-либо инструмент хорошо, его надо подготовить к записи. Гитаристу настроить гитару, скрипачу натереть смычек канифолью, вокалисту распеться. То же самое и в записи барабанов. Перед записью их надо настроить, и занимает это обычно намного больше времени, чем настройка гитары у гитариста.
Каждый барабан нужно настроить так, чтобы он звучал своим собственным, неповторимым звуком. Но при этом этот барабан должен хорошо звучать и в звуке общей установки. Если Вы не умеете настраивать барабаны или у Вас не получается, пригласите того, кто умеет это делать. Так вы сэкономите время и свои нервы. Хороший звук барабанов и хороший звук комнаты — это уже пол дела.
Следующим этапом в подготовке к записи станет выбор микрофонов. И первый вопрос, который обычно задают – это «сколько?». Сколько микрофонов у Вас есть и сколько Вы собираетесь использовать вообще? Сколько микрофонов Вы собираетесь использовать для каждого барабана? Второй вопрос – «какие?». Какие именно микрофоны использовать и для чего? Здесь все зависит от бюджета записи и ваших возможностей.
Конденсаторные микрофоны – очень удобные микрофоны, обладают наиболее правдоподобным звучанием, широкими спектральными характеристиками и высокой чувствительностью. У конденсаторных микрофонов намного лучшая передача высоких частот по сравнению с динамическими, поэтому их часто используют для записи тарелок и в качестве «оверхэдов».
Динамические микрофоны – имеют широкую характеристику направленности, гораздо меньшую чувствительность по сравнению с конденсаторными, и худшую передачу высоких частот. Зато они обладают хорошей передачей низких частот, особенно это касается динамических микрофонов с большой диафрагмой. Обычно на каждый барабан устанавливают хотя бы один динамический микрофон.
Ленточные микрофоны – очень дорогие микрофоны, обладают очень высокой прозрачностью и мягкостью звучания. Очень хрупкие.
Помните, каждый микрофон записывает звук по-разному и все они будут выступать в качестве частей мозаики из которой в результате соберется общий звук барабанной установки.
Вы должны помнить, что запись барабанов может быть гораздо сложнее записи других инструментов. Например гитара или вокал имеют один источник звука, поэтому и звук снимается обычно одним-двумя микрофонами. Но когда Вы пишите барабаны, то каждый барабан и тарелка – это отдельный источник звука, кроме того, вся барабанная установка тоже является источником звука. Поэтому нередко в студиях располагают пару микрофонов над головой барабанщика, чтобы захватить общий звук всей установки в целом. Потом, во время сведения, находится необходимый баланс между звуком каждого барабана и звуком всей установки.
Большой барабан
Кто бы что не говорил, а я считаю, что бас-барабан (бочка) является главным барабаном во всей установке. Безусловно, все остальные барабаны и тарелки так же важны, но если звук бочки не обладает определенной властью, то звучание всей установка будет страдать. Еще бы, ведь бочка – это барабан, который отвечает за поддержание ритма инструмента. Все остальные музыканты при игре равняются именно на бочку. Недаром во время военных маршей барабанщик идет впереди, несет большой барабан и задает ритм всему оркестру. И только за ним идут барабанщик с малым барабаном и тарелками.
Звук большого барабана тоже является сложным звуком, состоящим из нескольких компонентов. Каждый из этих компонентов желательно снять отдельным микрофоном. Поэтому размещение микрофонов для снятия звука большого барабана играет очень важную роль.
Разделим звук удара в большой барабан на два отдельных звука (на самом деле, их, конечно, больше). Это, собственно, удар колотушки по пластику и отзвук самого барабана. Для снятия этих двух звуков нам понадобится два совершенно разных микрофона.
Для снятия звука удара нам понадобится микрофон, который сможет хорошо записать щелчок по пластику. Из динамических микрофонов с этой задачей хорошо справится проверенный годами Shure SM57 или любой другой динамический микрофон с похожими характеристиками. Располагать этот микрофон следует как можно ближе к месту удара. Это может быть как со стороны педали, так и внутри барабана с другой стороны пластика.
Для снятия отзвука самого барабана нам больше всего подойдет динамический микрофон с большой диафрагмой. Именно такой микрофон сможет передать глубокий низкий звук бочки. Это может быть AKG D112, AUDIX D6 или Shure Beta 52A. Располагают этот микрофон напротив дырки внешнего пластика.
Смешав два этих звука в необходимой нам пропорции, мы получим тот звук который нам нужен. Увеличение уровня первого микрофона сделает звук мягче, уменьшение – наоборот острее.
Если Вам нужен более мягкий звук большого барабана, можете поэкспериментировать с первым микрофоном, отворачивая его от места удара колотушки по пластику.
Малый барабан
Малый барабан является мастером всей ударной установки. Недаром его часто называют рабочим барабаном. Именно на малом барабане отбивается основной рисунок барабанной партии.
Звук малого барабана тоже можно разделить на два отдельных. Это звук основного удара по рабочему пластику барабана, и звук резонатора снизу барабана и натянутых на него струн.
В качестве микрофона для снятия звука основного удара по рабочему пластику можно взять надежный динамический Shure SM57 или любой идентичный ему микрофон. Если же Вы ищете другой, более старый звук малого барабана, то можете взять конденсаторный микрофон с большой мембраной или ленточный микрофон. Примите во внимание то, что малый барабан – это ударный инструмент. У него очень высокая интенсивность звука и чувствительный конденсаторный микрофон может дать нелинейные искажения.
Размещать этот микрофон следует под углом примерно 45 градусов к поверхности пластика и направив его на место удара. Так Вы получите звук малого барабана с максимальной атакой. Если Вы хотите получить звук помягче, то можете ось микрофона направить ближе к краю пластика. Главное следите за тем, чтобы микрофон не располагался в области удара палочкой, потому как попав палочкой со всей силы по капсюлю микрофона можно навсегда лишиться последнего.
Роль второго микрофона может выполнять все тот же Shure SM57. Расположив его под барабаном, перпендикулярно натяжению струн и направив на центр резонатора, Вы получите жирный звук резонатора. Во время микширования первого и второго микрофона не забывайте, что записывали звуковые волны, находящиеся в противофазе друг к другу и прежде чем смешивать два сигнала с этих микрофонов, один из них нужно перевернуть по фазе на 180 градусов.
Hi-Hat
Если Вы хотите иметь дополнительный контроль над звуком хай-хета во время сведения, то не мешало бы добавить второй микрофон для снятия его звука. Ну а вообще для записи хай-хета вполне достаточно одного микрофона. Располагают его под углом около 90 градусов к плоскости верхней или нижней тарелки. Это позволит захватить как атаку удара палочкой по закрытому хай-хету, так и работу педалью этого инструмента. Вы можете кардинально поменять звук хай-хета, перемещая микрофон от центра к краю и наклоняя его. Для получения более шумного звука хай-хета, микрофон помещают ближе к краю, для получения более выраженной атаки – к центру тарелки. Ищите свой звук, экспериментируйте.
Для снятия звука хай-хета отличным выбором будет конденсаторный микрофон с маленькой мембраной и хорошей передачей высоких частот. Так же подойдут и некоторые динамические микрофоны, такие как Shure 57 Beta A или ему подобные.
Томы
Прежде чем писать томы, их надо хорошо настроить. Именно томам при настройке нужно уделить особое внимание. Совершенно недопустимо, если звук томов после удара будет продолжаться еще несколько секунд. Допустим, вы настроили томы как надо и добились от них хорошего звучания. Теперь нужно подумать о выборе микрофонов и их размещении.
Для хорошей передачи звука томов подойдут такие динамические микрофоны, как AUDIX i5, Shure SM57 или Sennheiser MD421. Так же хорошо подойдут динамические микрофоны с большой диафрагмой. С их помощью можно добиться плотного и мощного звука с ярко выраженной нижней формантой. Особенно это относится к напольному тому. Опытные звукорежиссеры иногда используют конденсаторные и даже ленточные микрофоны.
Размещение микрофонов относительно томов очень похоже на размещение микрофона для малого барабана. Обычно, используют один микрофон для снятия одного тома, но в некоторых случаях можно поставить дополнительные микрофоны для снятия звука резонаторов.
Overhead
Прежде чем рассказать Вам про оверхеды, нужно определиться, что Вы будете записывать, оверхед или отдельные тарелки. Оверхедом называют пару микрофонов, которые располагаются над головой барабанщика и записывают общее звучание барабанной установки и ближайшие к ним тарелки, причем сигналы с обоих этих микрофонов поступают в один стереосигнал.
Если Вы пишете отдельно каждую тарелку, то нужно располагать отдельный микрофон для каждой тарелки.
Вы можете объединить два этих способа. Писать каждую тарелку отдельно и поставить сверху оверхеды, но в этом случае Вам нужно определиться с панорамой для тарелок. Она должна быть такой же, как и в стереокартине с оверхедов. Если это будет не так, то неизбежны фазовые искажения.
Для тарелок лучше всего подойдут конденсаторные микрофоны с хорошей передачей высоких частот. Подойдут такие микрофоны как Shure KSM-137, SM94 и им подобные.
Расположение микрофонов относительно тарелок идентичны расположению относительно хай-хета. Если Вы хотите подчеркнуть акцент тарелки, то микрофон следует направить ближе к куполу тарелки. Если же наоборот, хотите добиться более шумного звучания – ближе к краю.
Общая картина
Мы определились с расстановкой и выбором микрофонов для каждого барабана и тарелки в отдельности. Теперь давайте вернемся к началу и рассмотрим нашу ударную установку как единый инструмент. Допустим, мы записали барабаны тем, что у нас уже есть. Получилось хорошо, но что теперь с этим делать? Надо все это объединить, сделать так, чтобы эти все звуки звучали как единое целое, а не как случайный набор сэмплов. Не получится!
А для того, чтобы получилось, нам надо стереть все, что мы записали и поставить ко всей нашей кухне еще пару микрофонов. Это микрофоны общего плана, они помогут нам создать картину общего звука барабанной установки, сделать так, чтобы она звучала как единый инструмент. Еще эти же микрофоны захватят и отзвук помещения, в котором проходит запись и все это станет отправной точной в создании звуковой картины для нашей барабанной установки.
Микрофоны для записи общего плана должны быть очень хорошими. Это должна быть пара одинаковых микрофонов. Они должны быть чувствительными, чтобы передать динамический диапазон, с широкой амплитудно-частотной характеристикой, чтобы не упустить ни одной детали широкого спектра барабанной установки. Здесь могут быть и дорогие конденсаторные микрофоны и даже ленточные, которые еще дороже. Подойдут микрофоны Neumann U-87, Rode NT 2A, отечественные Oktava и им подобные.
Размещать микрофоны будем по системе передачи стереокартины XY. Эта система предполагает размещение двух микрофонов в одной точке, смещенных друг относительно друга на 90 градусов. Сигналы с каждого микрофона пишутся соответственно в левый и правый каналы.
Теперь нужно определиться где располагать эти микрофоны. Обычно микрофоны общего плана располагают над головой барабанщика на высоте от 1 до 3 метров. Можно расположить эти микрофоны непосредственно над барабанной установкой, но в этом случае вы получите больше прямого звука и меньше отзвука помещения.
Иногда добавляют еще и третий микрофон общего плана. Его располагают перед ударной установкой. С его помощью можно добиться «воздуха» в звучании барабанной установки, но использование этого микрофона не всегда оправдано.
Как правило, каждый звукорежиссер, работая в том или ином помещении с тем или иным оборудованием, со временем нарабатывает единый комплект микрофонов, единую расстановку барабанов и так далее. Пробуйте, экспериментируйте, с помощью изменения положения микрофонов общего плана Вы можете кардинально изменить звучание всей ударной установки.
Заключение
Мы рассмотрели некоторые важные аспекты записи одного из самых сложных инструментов – ударной установки. Сложные звенья из нескольких типов микрофонов, места размещения и методы управления балансом, рассмотренные в этой статье, помогут начинающим звукорежиссерам овладеть искусством записи такого сложного инструмента. С первого взгляда это кажется очень сложным, но если разбить весь процесс на маленькие кусочки и разобрать каждый кусочек подробно, то весь процесс становится понятным и простым. В первый раз у Вас может ничего и не получится. Главное, не отчаиваться и продолжать делать свое дело. Только упорным трудом можно наработать себе опыт, который в конце концов непременно себя окупит.