Эквалайзеры и их применение
Какие бывают эквалайзеры
Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический.
Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику.
Графические эквалайзеры
Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, могут иметь 15 или 31 полосу на канал(1 октава или 1/3 октавы), и нередко оснащаются анализаторами для удобства корректировки.
Параметрическиe эквалайзеры
Параметрический эквалайзер удобен для оперативной корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:
- Центральная (или рабочая) частота в герцах (Гц);
- Добротность (ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты, обозначается буквой «Q») — безразмерная величина;
- Уровень усиления или ослабления выбранной полосы в децибеллах (дБ).
Таким образом, пользователь может точно подобрать нужную частоту и её отрегулировать. Аналоговые параметрические эквалайзеры обычно встраивают в схемы каналов микшерного пульта.
Достижения в цифровой обработке звукового сигнала способствовали появлению цифровых параметрических эквалайзеров с практически неограниченным количеством регулируемых частотных полос.
Очень часто параметрические эквалайзеры могут служить в качестве одного из блоков обработки цифровых акустических процессоров. Более того, в цифровых параметрических эквалайзерах нередко имеются дополнительные параметры полос, такие как: тип фильтра, характер кривой и т. д.
Гибридные эквалайзеры
Иногда встречаются гибридные эквалайзеры, называемые «параграфическими» — это эквалайзер графического типа с регулировкой добротности.
При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую дает более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.
Применение эквалайзеров
Эквалайзеры имеют широкий спектр применений. Основное их назначение сводится к получению адекватного звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т. д.
Нередко эквалайзеры применяются в линиях сценических мониторов, основная проблема которых заключается в возникновении эффекта «обратной связи». В этом случае звукорежиссер использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансной частоты и её ослабления.
Кроме того, с помощью эквалайзера можно ограничить частотный диапазон воспроизведения звука. Однако не все специалисты пользуются графическими эквалайзерами для устранения обратной связи, так как для этого существуют специальные приборы — подавители обратной связи, которые, по сути, представляют собой параметрический эквалайзер с автоматическим подбором резонансной частоты, а их фильтры имеют очень высокую добротность. Хотя личный опыт подсказывает, что лучше все-таки пользоваться хорошо отстроенным вручную эквалайзером, чем автоматическим «подавителем»…
Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты, оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприемника». Практически все диджеи во время сетов активно пользуются эквалайзерами на микшерских пультах, опять же для создания определённых эффектов.
Частотная коррекция с помощью эквалайзера
Ещё одно фундаментальное применение эквалайзера — частотная коррекция звуковоспроизведения стационарных звукоусилительных систем в зависимости от акустических параметров помещения. На частотную характеристику звука влияет множество факторов: размеры и форма помещения, покрытие стен, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет ему выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию.
В студиях звукозаписи эквалайзеры в виде отдельных приборов применяются нечасто. Это связано с тем, что современные студии оснащаются оборудованием, которое практически не искажает частотную характеристику записываемого материала. Однако при цифровом сведении и мастеринге через программный эквалайзер «проходят» практически все треки, но, как правило, для того, чтобы убрать или ослабить ненужные частоты, которые могут помешать чистоте полученной фонограммы. Особенно это касается голоса (вокала), который имеет довольно узкий частотный диапазон, а также некоторые недостатки, которые могут быть связаны с артикуляцией и манерой исполнения.