Динамическая обработка звука
К динамической обработке относят автоматические регуляторы уровня — приборы, которые влияют на амплитудную составляющую сигнала. Автоматические регуляторы уровня сигнала могут работать по четырем алгоритмам: компрессор, лимиттер, экспандер и гейт.
Компрессор
Компрессор – это прибор динамической обработки, который способствует уменьшению динамического диапазона сигнала путем уменьшения уровня его громких составляющих. Когда входной сигнал превышает пороговое значение, устанавливаемое вручную, коэффициент пропускания прибора меняется и становится меньше единицы.То, насколько сильно уменьшится коэффициент пропускания прибора, указывает параметр коэффициент компрессии (ratio), который также устанавливается вручную, и может находиться в пределах от одного до бесконечности (1:1 — ∞:1). Компрессор – очень популярный прибор, им пользуются чуть ли не в любом звукоцехе… Уменьшив пики фонограммы и усилив ее мы можем существенно повысить ее громкость и увеличить плотность звучания.
Еще широкое распространение получили компрессоры, работающие в определенной полосе частот, получившие названия полосовых компрессоров. С их помощью, зная частотный диапазон голосовых формант того или иного инструмента, можно «вытащить» этот инструмент на первый план фонограммы, не прибегая к использованию частотных фильтров. Полосовые компрессоры, работающие в верхней полосе частот (от 4000Гц и выше) используются для уменьшения уровня звучания свистящих согласных, убирания причмокиваний (слюней) и излишней артикуляции вокалистов и дикторов. Такие приборы получили название де-эссеры.
Лимитер
Лимитер – это прибор динамической обработки, работающий по такому же принципу, что и компрессор. Отличает его то, что коэффициент пропускания прибора при превышении сигналом порогового значения, равен нулю. Эти приборы широко используются, как ограничители уровня сигнала. Если нет возможности контролировать записываемый сигнал, то в цепь прохождения сигнала включают лимитер, чтобы защитить записываемую фонограмму от перегрузки и соответственно нелинейных искажений. На практике такими приборами пользуются достаточно редко,
так как работают они грубо и при неправильной настройке приносят больше вреда, чем пользы. Они могут существенно сузить динамический диапазон и из-за этого потеряются все оттенки игры музыкантов…
Экспандер
Экспандер – это прибор динамической обработки, который, начинает свою работу тогда, когда уровень сигнала находится ниже заданного порога. Пока сигнал не достиг заданного порогового значения, коэффициент пропускания прибора находится в пределах от нуля до единицы. Экспандером пользуются в основном для снижения шумов и посторонних звуков вканале основного сигнала.
Существуют приборы, объединяющие в себе компрессор и экспандер. Они носят название компандеры. Эти устройства были разработаны фирмой «Dolby» и использовались для подавления шума магнитных лент. Это осуществляется следующим образом:
- На вход компандера поступает записываемый сигнал, динамический диапазон которого сжимается компрессором до определенного параметра.
- Уже сжатая фонограмма записывается на магнитную ленту.
- На выходе тот же сигнал пропускается через экспандер, снижая средние значения уровней, а вместе с ними и шумы.
В результате получается фонограмма с тем же динамическим диапазоном, что и на входе прибора, но уровень структурных шумов магнитной ленты заметно ниже, чем он есть на самом деле.
Гейт
Гейт – это пороговый шумоподавитель. По принципу работы он похож на экспандер за исключением того, что коэффициент пропускания ниже заданного порогового значения у этого прибора равен нулю. Гейты обычно используют для удаления шума паузы при трансляции зашумленных фонограмм или фонограмм записанных на магнитную ленту. Иногда гейты используют во время концертов, чтобы убрать лишнее послезвучание у некоторых инструментов (например, у барабанов).
Следует также отметить, что компрессор и экспандер, помимо перечисленных регулировок, обладают возможностью регулировки времени срабатывания прибора (attack) и времени восстановления коэффициента пропускания до единицы после прекращения работы (release). Эти параметры очень важны, и сильно влияют на окончательное звучание фонограммы. Например, при малом времени срабатывания, компрессор начинает свою работу практически сразу после превышения сигналом порогового значения, а при большом времени срабатывания, компрессор начнет работать через определенное время. То же самое происходит и с временем восстановления. Зная структуру звуковой волны инструмента, можно представить себе, как будет звучать этот инструмент в первом и втором случае.
Для примера возьмем бас-барабан. Он обладает звуком, который можно разделить на несколько составляющих: удар колотушкой по пластику (нам он слышен, как щелчок) и затухающие резонансы самого барабана (низкий отзвук). Что же мы услышим, используя компрессор? При установке малого времени срабатывания, компрессируется сам щелчок, и звук барабана становится резким и плоским. Увеличивая время срабатывания, компрессор начинает работать уже после щелчка, извук смягчается, становится более объемным и полным. Так как звук бас-барабана короткий, с быстрым затуханием, то время восстановления компрессора можно установить на минимальное значение.
Второй пример – бас-гитара. Волновая структура этого инструмента сложнее, чем у барабана, и настройки компрессора здесь во многом зависят от приемов игры на этом инструменте. Медиатором играет музыкант или пальцами, «слэпом» или обычным перебором… Все это нужно учитывать при настройке прибора. Затухание этого инструмента может быть как коротким, так и длинным. Нередко затухание является амплитудно-модулированным и здесь недопустимо устанавливать малое время восстановления. В этом случае непременно возникнет повторное срабатывание компрессора, что повлечет за собой искажение звуковой волны. Установив большое время восстановления прибора, мы получим плавное, красивое затухание звука бас-гитары.
Приборами динамической обработки звука следует пользоваться очень осторожно и относиться к их настройке очень тщательно. Нередки случаи, когда из-за неправильной настройки приборов возникали проблемы, которые зачастую невозможно устранить.